и умственной незрелости,
нуждается в специальной охране и заботе,
включая надлежащую правовую защиту»
(из Декларации прав ребёнка 1989г.)
Уважаемые дети, родители и педагоги!
Приоритетным направлением деятельности Уполномоченного является защита прав детей.
Уполномоченный по защите прав участников образовательного процесса:
- Неофициальное лицо
- Разбирает возникшие конфликтные ситуации
- Отслеживает соблюдение законных прав и интересов детей, родителей и педагогов
- Занимается правовой защитой и воспитанием
- Оказывает содействие ребенку в восстановлении и защите его нарушенных прав
- Действует, руководствуясь законом и по собственной инициативе
- Получает всю информацию о нарушениях прав ребенка
- Запрашивает соответствующие органы о случаях нарушения прав и требует принятия мер по восстановлению прав
- Должность учреждена Конституцией РФ 1993 года.
- Институт Уполномоченного по правам ребенка сформирован в 1998 году.
- Формирование правового пространства в образовательных учреждениях
- Обеспечение и защита прав и законных интересов участников образовательного процесса: ребенок, педагог, родитель, администрация.
- Разрешение конфликтных ситуаций в учреждении с участниками образовательного процесса.
- Формирование правовой культуры и правового сознания участников образовательного процесса
Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации
Владимир Петрович Лукин
Официальный сайт: http://ombudsmanrf.org/
Адрес: г. Москва, ул. Мясницкая, дом 47, кв. 115
Телефон: 8 (495) 607-19-22, 607-34-67
Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка
Павел Николаевич Астахов
Официальный сайт: http://www.rfdeti.ru/
Адрес: 125993, г. Москва, ГСП-3, Миусская пл., дом 7 стр. 1
Телефон: 8 (499) 251-77-40
Факс: 8 (495) 221-70-66
Управление опеки и попечительства Министерства образования Московской области по городскому округу Подольск
Официальный сайт: http://www.opeka-podolsk.ru/
Адрес: г. Подольск, ул. Комсомольская, дом 73
Телефон, факс: 8 (4967) 55-57-89
Приемные дни: понедельник и четверг 10:00-17:00, обед 13:00-14:00
Уполномоченный по защите прав участников образовательного процесса МДОУ детского сада комбинированного вида №20 «Ягодка»
Богатская Инна Николаевна – старший воспитатель
Официальный сайт: http://ds20.do.am/
Телефон: 8 (4967) 63-04-61
Приемные дни: пятница 14:00-17:30
При вступлении в конфликт:
- определите проблемы, относящиеся к ценностной сфере (стоит ли настаивать на своем, значимо ли это?);
- определите ваши ценностные альтернативы;
- выберите одну из них, исходя из последствий, которые они влекут за собой;
- проанализируйте последствия разрешения конфликта (в близкой и дальней перспективе);
- определите причины возникновения конфликта;
- проанализируйте взаимоотношение участников до возникновения конфликта;
- выявите, есть ли лица, заинтересованные в конфликте или его позитивном разрешении;
- определите свои задачи;
- выберите способы взаимодействия с оппонентом, не унижающие ни одну из сторон. Мысленно проиграйте как можно больше позитивных вариантов.
- проявите инициативу в поиске консенсуса: кто делает первый шаг, тот и выигрывает. (Если вы чувствуете, что не правы, признайте это сразу.);
- в начале переговоров используйте «Я – сообщение», «Активное слушание»;
- дайте почувствовать своему оппоненту его значимость;
- не выдвигайте сразу свои требования и условия, подчеркните точки соприкосновения, взаимные интересы;
- обосновывайте свои доводы, ищите альтернативу, демонстрируйте свою заинтересованность человеком и его проблемами.
- не говорите сразу с взвинченным, возбужденным человеком;
- создайте благоприятную, доброжелательную атмосферу доверия;
- попробуйте стать на место оппонента, посмотреть на проблему его глазами;
- не скрывайте своего доброго отношения к человеку, выражайте одобрение его поступков;
- заставьте себя молчать, когда задевают в мелкой ссоре;
- умейте говорить спокойно и мягко, уверенно и доброжелательно;
- признавайте достоинства окружающих во весь голос, и врагов станет меньше;
- если вы чувствуете, что не правы, признайте это сразу.
«Безопасность ребёнка в детском саду и дома»
Закон РФ «О защите прав детей гласит: «жестокое обращение с детьми, физическое, психологическое насилие над ними запрещены».
Закон РФ «Об образовании» также утверждает право детей обучающихся в общеобразовательных учреждениях, «на уважение человеческого достоинства», предусматривает административное наказание педагогических работников за допущенное физическое или психическое «насилие над личностью обучающегося или воспитанника».
Понятие «жестокое обращение с ребенком» меняется в зависимости от характера вреда, который наносится детям. Одним из признаков определения этого понятия является активность действий взрослых по отношению к ребенку. Если взрослый наносит физические травмы, оскорбляет, совращает - это активное причинение вреда ребенку. Если взрослый ничего не делает для обеспечения безопасности ребенка, то эти действия также наносят вред и определяются как бездействие, игнорирование потребностей ребенка.
Различают четыре вида жестокого обращения:
- Физическое;
- Сексуальное;
- Психологическое (эмоциональное);
- Пренебрежение основными нуждами ребенка (моральная жестокость).
- Как это ни ужасно – от 0 до совершеннолетия.
- По месту. В кругу семьи – со стороны самых близких людей – матери, отца, старших членов семьи, братьев, сестер, знакомых семьи. Вне семьи - во дворе, на улице, в компаниях, в образовательных учреждениях, спортивных (от старшеклассников, взрослых, ровесников, незнакомых взрослых.
- По времени: случайно, один раз, периодически, регулярно.
Эмоции – низкая самооценка, страхи (боязнь темноты, энурез), подавленное состояние или беспокойство, тревожность, агрессивность, настороженность, эмоциональная незрелость, изменчивое настроение.
Поведение – гиперактивность, жестокость по отношению к сверстникам, животным, чрезмерная пассивность, уступчивость, чрезмерное стремление к одобрению, лживость, импульсивность, сексуализированное поведение (чрезмерное кокетство…)
Интеллект – задержка развития речи, памяти, трудности при концентрации внимания, нестабильная успеваемость, в особо тяжелых случаях задержка психического развития.
Отношения со сверстниками – замкнутость, агрессивность, или роль «козла отпущения», неумение строить игру с другими детьми.
Физическое состояние – при интенсивных физических наказаниях и пренебрежениях ребенком, нередко наблюдается снижение веса, роста, неопрятный вид. Кроме того, могут добавиться проблемы со сном, отрицательное отношение к своему телу, вплоть до причинения себе увечий, жалобы на боли в животе, головные боли, воспаление мочеполовых органов. Ребенок может судорожно реагировать на поднятую руку, может испытывать страх перед возможным порицанием. «А вы не будете меня ругать?» Когда такой ребенок приходит в группу, то опытный воспитатель сразу разделяет детей на слишком тихих, замкнутых и слишком шумных, даже агрессивных». «Тихони» чаще остаются в тени внимания воспитателя, хотя и имеют свои эмоциональные проблемы. Непослушные, шумные дети приковывают к себе большую долю внимания педагога. Это дети импульсивные, непоседливые, агрессивные, которые чаще получают замечания от воспитателя, являются «неудобными». Кроме того, такие дети из-за не сформированности игровых и коммуникативных навыков не могут найти взаимопонимания и со сверстниками. Если не принимать мер, подобное поведение ребенка почти наверняка сделает его изгоем в коллективе сверстников, что крайне нежелательно для развития эмоционально-личностной сферы.
Психологическое насилие также вредно для ребенка как и физическое. Специалисты выделяют пять видов психологического насилия:
- Игнорирование – отказ ребенку в эмоциональной поддержке, любви, безопасности.
- Отвержение – чрезмерные требования, постоянная критика, негативные сравнения, публичное унижение, подчеркивание недостатков.
- Угрозы, запугивания.
- Изолирование – установление ограничения контактов со значимыми для него людьми – бабушкой, отцом.
- Развращение – поощрение саморазрушающегося поведения – употребление алкоголя, наркотиков, асоциального поведения.
- наказание не должно вредить здоровью, физическому и психическому;
- никаких наказаний для профилактики, «впрок»;
- наказание не должно проводиться за счёт любви, нельзя лишать ребенка награды и заслуженной похвалы;
- лучше не наказывать, если наказание запоздало;
- после наказания ребёнок должен быть прощен, и упоминать его прежние грехи некорректно. Предвзятость отношения к ребенку недопустима;
- наказание не должно унижать человеческое достоинство ребёнка.